«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство»
Бертольд Ауэрбах
Создание и продвижение бизнес-проектов
Диверсификация бизнеса
Обратная связь
ОтЧАЯнный рынок: чем живет отечественная торговля чаем

Ни для кого не секрет, что чай является одним из любимых напитков россиян. Как показывают многочисленные исследования российского рынка, чаепитие – это неотъемлемая ежедневная традиция большей части населения. Чай поднимает настроение, задает ритм нового дня, согревает в холодную погоду, придает бодрость.

Без чая трудно представить семейные сборы или неожиданный визит гостей. Он всегда связан с позитивными эмоциями: общение, уют, тепло семья, друзья.

Однако, стоит заметить, что чай у многих ассоциируется с понятием «традиции», но крайне редко к нему применимо понятие «инновации». Давайте попробуем выяснить, почему так происходит.

Действительно, россияне больше, чем кто-либо, избалованы изобилием предложения чая, такого ассортимента, как у нас, нет нигде. На полках магазинов представлен огромный выбор. Также чайная индустрия вышла в интернет, где предлагаются уникальные сорта, которых не найти в рознице. Производители стараются удивить потребителей появлением необычных вкусов, новых купажей и оригинальных упаковок.

Впрочем, рынок достаточно стабилен,  продукт востребован, его потребление не увеличивается, но и, что немаловажно, не уменьшается.  Стоит отметить, что за последние годы новые игроки на рынке появляются редко и, чаще всего, либо на нем не задерживаются, либо, в лучшем случае находят своих потребителей и выживают только за счет их наличия.

ОтЧАЯнный рынок: чем живет отечественная торговля чаем 

Сегодня у российского чайного рынка есть свои характерные особенности. Во-первых, черный чай остается самым часто употребляемым, но в долгосрочной перспективе можно говорить о том, что он медленно уступает зеленому, фруктовому и травяному. Во-вторых, многие производители экспериментируют с «формой» подачи своего чая. Однако, стоит заметить, что все изменения в большинстве случаев касаются именно  внешней упаковки чая – это и специальные подарочные издания, и упаковки в банках, и тд. В-третьих, стало увеличиваться потребление пакетированного чая. Рост обусловлен современным темпом жизни, пакетик гораздо быстрее и удобнее заварить. Этот сегмент растет даже несмотря на тот факт, что многие до сих пор относятся к составу чая в пакетиках скептически.

«Сегодня производители чая ищут способы удивить покупателей, поскольку рынок достаточно стабилен и новинок не появляется, — отмечает исполнительный директор Торгового дома «Диверсус» Евгений Троцюк, — Новыми сортами искушенных потребителей уже не удивишь – предложение различных вкусов и добавок велико. Но нельзя сказать, что новинки обходят рынок чая стороной, просто современная чайная культура – это культура микрофеноменов, которые сегодня возникают, развиваются и, что характерно, исчезают. Рынку требуется свежая, нестандартная идея, которая сможет не просто привлечь внимание, но и найти отклик у потребителей. На чайном рынке настало время инноваций и производителям следует задуматься о воплощении новых идей в жизнь».

Наиболее перспективным многие эксперты считают сегмент пакетированного чая.  По данным агентства Nielsen в категории чая самую большую долю занимают именно чайные пакетики — 30,4% в натуральном и 29,2% в денежном выражении. Отмечается, что следует ожидать нестандартные предложения именно в данном сегменте.

Одним из инновационных продуктов на чайном рынке, на данный момент,  является чай в стиках (продолговатых металлических формах с перфорацией). Он выглядит весьма достойно и презентабельно, благодаря современной новаторской упаковке, но, по результатам различных исследований, выяснилось, что многие потребители не доверяют содержимому стика, поскольку не видят, что находится внутри.

Также недоверие может вызывать сама фольга, из которой изготовлена такая упаковка, вследствие чего потребители не готовы  такой чай употреблять ежедневно. Чай в пирамидках, который еще в 2010 году был выведен на рынок, смог завоевать свою целевую аудиторию. Преимущество такого вида фасовки очевидно – в отличие от обычного пакетика, в котором чай содержится в тесном пространстве, пирамидки, благодаря их объему, позволяют  листьям чая раскрыться в большей мере и сделать напиток максимально ароматным. Однако все больше компаний используют такую форму, как пирамидки, которые, по сути уже назвать инновационными нельзя.

Сейчас самое время для инноваций. Рынок замер в ожидании, а потребители хотят чего-то нового, чтобы уйти от традиционных стандартов процесса заваривания и потребления чая. Готовы ли производители, – вот, в чем вопрос…

Автор: Травкина Вероника
«Диверсус Групп»

Назад

Бизнес-консалтинг Диверсификация бизнеса Инвестирование ИКТ
DIVERSUS GROUP © 2006–2017
Все права сохранены. Использование материалов запрещено.
+7 (495) 150-15-22